Общественное обсуждение законопроекта «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии»
26 Июля 2019

 

Летние отпуска – традиционное время для проведения неудобных резонансных законов. Минсельхоз РФ разработал и представил на портале regulations.gov.ru новый законопроект «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии». Общественное обсуждение законопроекта продлится до 5 августа.

Союз органического земледелия не участвовал в разработке данного законопроекта и готовит поправки к нему. Мы категорически возражаем против принятия закона в предложенной редакции. Призываем членов и партнеров Союза органического земледелия принять участие и прислать свои замечания до 2 августа. С текстом законопроекта можно ознакомиться внизу статьи.

Опубликованный законопроект лишает смысла производство органической продукции в России для внутреннего рынка. Критерии отнесения продукции к экологически чистой, установленные в законопроекте, позволяют фактически ВСЮ сельскохозяйственную продукция произведенную в России, назвать экологически чистой, при этом предполагается аналогичная органической продукции система учета и поддержки.

Роковой ошибкой стало непризнание международных стандартов производства органической продукции в федеральном законе №280-ФЗ. В результате, при первом же боковом ветре, российская органика будет сметена напором новой российской «экопродукции». Предполагается, что законопроект об экологической продукции вступит в силу в январе 2021 года.

Сергей Коршунов, Председатель Правления Союза органического земледелия, к.п.н., член Общественного совета Минсельхоза России:

«Законопроект пока, к сожалению, бессодержательный и во многом дублирует текст принятого в 2018 году федерального закона №280-ФЗ об органической продукции. В нем разрешается то, что запрещено в органическом сельском хозяйстве, при это продукция будет получать статус экологически чистой.
Фактически две основные проблемы законопроекта:

  1. Не установлены четкие критерии экологически чистой продукции и система подтверждения соответствия – в чем ее экологичность, чем она отличается от традиционной, зачем ее вообще производить, какая цель этого вида сельхозпроизводства. Фактические происходит смешение и подмена правовых понятий «органический» и «экологически чистый», что влечет за собой обратный эффект — полную потерю доверия к российским системам верификации органической и экологической продукции.
  2. Идеология законопроекта совершенно не соответствует восприятию понятия «экологически чистой продукции» среди отечественных и зарубежных потребителей. Нет ни слова о принципах устойчивого развития, защите окружающей среды, снижении антропогенной нагрузки в сельском хозяйстве.

Мы считаем, что в таком виде, закон не отвечает тем целям, которые были указаны Президентом в послании к Федеральному Собранию, не будет способствовать увеличению количества реально экологически ориентированных предприятий, не будет способствовать развитию производства и росту экспорта сельхозпродукции».

В законопроекте об экологически чистой продукции предлагается разрешить применение агрохимикатов ограниченной группы. При этом не указано что это за ограниченная группа и в чем конкретно заключаются ограничения? При производстве экологически чистой продукции также не запрещается применять антибиотики, стимуляторы и гормоны роста (или прогормоны).

Помимо законопроекта об экологически чистой продукции по аналогии с органической продукцией готовится национальный стандарт ее производства, единый государственный реестр и единый государственный логотип. Законопроект об экологически чистой продукции взаимоувязан со стандартом ее производства. При этом текст стандарта еще неизвестен. Также, как и неясен механизм контроля за производством экологически чистой продукции. Будет ли контролироваться только конечный продукт, или это будет контроль полного жизненного цикла производства экологической продукции? Союз органического земледелия подал заявку на включение в ТК Росстандарта по разработке указанного стандарта, и планирует принять активное участие в этой деятельности.

В пояснении к законопроекту говорится: «Отсутствие в Российской Федерации нормативного правового регулирования в области производства экологически чистой продукции не позволяет России выступать полноценным участником на международном рынке экологически чистой продукции». О каком международном рынке экологически чистой продукции идет речь?  Есть международный рынок органической продукции. Есть требования стандартов устойчивого развития на международном сельскохозяйственном рынке, таких как ISO 14001 (ISO 14024) или Global GAP. Но указанный законопроект вообще не об этом, к сожалению. Таким образом, маркированная российским экологотипом продукция не получит признания и статуса на международном рынке. А значит не будет выполненная одна из основных целей законопроекта – увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

Общественное обсуждение законопроекта "Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии"В сводном отчете об оценке регулирующего воздействия законопроекта об экологической продукции отсутствует информация об анализе влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Также, как и описание социально-экономических последствий реализации проекта, оценка соответствующих расходов и возможных поступлений бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования и др. важные данные.

Международные системы сертификации, верификации и маркировки органической продукции, которые работают более 50 лет и получили признание потребителей, в данном случае могли бы спасти российскую органику и страховать от подобных решений в будущем. Союз органического земледелия продолжает выступать за их признание на территории России.

Тем более, что члены Союза органического земледелия действительно выполняют задачи, поставленные Президентом в росте экспорта сертифицированной по международным стандартам органик сельхозпродукции на международный рынок, . Так, компания «Сиббиопродукт» за последние три года увеличила отгрузки более чем на 300%. Именно в сегменте сельхозпродукции с международными сертификатами органик растет количество новых производителей. В 2019 году члены Союза органического земледелия компании «Органик эраунд» и «Агрофирма Острожка» получили сертификаты по стандартам органик ЕС, и еще ряд компаний находятся в переходном периоде.

Предлагаем ознакомиться с текстом законопроекта и прислать свои замечания и предложения до 2 августа на электронную почту: info@sozrf.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье
и продовольствии

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные
    с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией экологически чистых сельскохозяйственной продукции, сырья
    и продовольствия (далее – производство экологически чистой продукции).
  2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой
    и реализацией парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, семян лесных растений, продукции охоты, рыбной продукции
    (за исключением продукции аквакультуры), а также органической продукции.

Статья 2.   Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) экологически чистая продукция – сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, произведенные в массовом количестве по современным агро- и промышленным технологиям с применением ограниченной группы безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, кормов, кормовых и пищевых добавок, иных веществ в соответствии с требованиями, установленными статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) экологически чистое сельское хозяйство – совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются современные интенсивные технологии, методы и способы массового производства, позволяющие обеспечить сохранение качества и биоразнообразия окружающей среды, плодородия
и качества почв, отсутствие негативного влияния на здоровье человека;

3) производители экологически чистой продукции – юридические
и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию экологически чистой продукции и включены в единый государственный реестр производителей экологически чистой продукции.

Статья 3.   Правовое регулирование отношений в области производства экологически чистой продукции

Правовое регулирование отношений в области производства экологически чистой продукции осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 4.   Требования к производству экологически чистой  продукции

  1. При производстве экологически чистой продукции должны соблюдаться следующие основные требования:

1)      обособление производства экологически чистой продукции
от производства продукции, не относящейся к экологически чистой продукции;

2)      проведение мониторинга почв сельскохозяйственных угодий, предназначенных для производства экологически чистой продукции,
в отношении содержания потенциально опасных для человека химических
и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, перечни и предельно допустимые концентрации (уровни) которых определены действующими в Российской Федерации национальными
и межгосударственными стандартами в сфере производства экологически чистой продукции;

3)      применение безопасных для человека и окружающей среды удобрений и других агрохимикатов, средств защиты растений, в том числе химических, стимуляторов роста растений, стимуляторов роста и откорма животных, кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, птиц и аквакультуры, перечень которых определен действующими
в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами в сфере производства экологически чистой продукции;

4)      обоснованное применение удобрений, и других агрохимикатов, средств защиты растений, стимуляторов роста растений, указанных в пункте
3 настоящей части, на основе расчета, составленного специалистом, имеющим высшее профессиональное образование по специальности «Агрономия», в том числе с использованием специального программного обеспечения;

5)      запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования
и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных
и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной
с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;

6)      запрет на применение ионизирующего излучения;

7)      использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными,
и межгосударственными стандартами в сфере производства экологически чистой продукции;

8)      соблюдение производителем экологически чистой продукции принятого им технологического регламента процесса обращения с отходами, которые образуются при производстве экологически чистой продукции, при этом регламент должен быть ориентирован на переработку таких отходов как приоритетный способ обращения с ними;

9)      недопустимость содержания в конечной экологически чистой продукции потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, перечень которых определен действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами в сфере производства экологически чистой продукции;

10)      раздельные хранение и транспортировка экологически чистой продукции и продукции, не относящейся к экологически чистой;

11)      запрет на использование упаковки, потребительской
и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению экологически чистой продукции и окружающей среды.

  1. Правила производства экологически чистой продукции устанавливаются действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами в сфере производства экологически чистой продукции, в соответствии с требованиями к производству экологически чистой продукции, установленными частью 1 настоящей статьи.

Статья 5.   Подтверждение соответствия экологически чистой продукции и производства экологически чистой продукции

  1. Подтверждение соответствия экологически чистой продукции
    и производства экологически чистой продукции осуществляется в форме добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в целях установления соответствия экологически чистой продукции, производства экологически чистой продукции действующим в Российской Федерации национальным
    и межгосударственным стандартам в сфере производства экологически чистой продукции.
  2. Добровольное подтверждение соответствия экологически чистой продукции, производства экологически чистой продукции осуществляется аккредитованными в области производства экологически чистой продукции органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия экологически чистой продукции
    и производства экологически чистой продукции (далее – сертификат соответствия).
  3. Добровольное подтверждение соответствия экологически чистой продукции, производства экологически чистой продукции не заменяет обязательного подтверждения соответствия экологически чистой продукции
    в случаях, предусмотренных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.

Статья 6.   Единый государственный реестр производителей экологически чистой продукции

  1. Единый государственный реестр производителей экологически чистой продукции создается в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях экологически чистой продукции и видах производимой ими экологически чистой продукции и содержит сведения
    о производителях экологически чистой продукции, видах производимой ими экологически чистой продукции и иные установленные настоящим Федеральным законом сведения.
  2. Ведение единого государственного реестра производителей экологически чистой продукции осуществляется в электронной форме федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
    по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства,
    с использованием федеральных государственных информационных систем указанного федерального органа исполнительной власти.
  3. Обязательному внесению в единый государственный реестр производителей экологически чистой продукции подлежат следующие сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи
о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц — производителей экологически чистой продукции);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика физического лица — производителя экологически чистой продукции, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица
в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц – производителей экологически чистой продукции, являющихся индивидуальными предпринимателями);

3) адрес места нахождения производства экологически чистой продукции;

4) виды производимой экологически чистой продукции;

5) регистрационный номер сертификата соответствия;

6) даты выдачи, приостановления, прекращения действия сертификата соответствия;

7)  срок действия сертификата соответствия;

8)      сведения об органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование на русском языке и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер, дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) на русском языке, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи
о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей;

в) регистрационный номер аттестата аккредитации органа
по сертификации, дата регистрации аттестата аккредитации, наименование органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.

  1. Органы по сертификации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем выдачи, приостановления, прекращения действия сертификатов соответствия, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
  2. Порядок ведения единого государственного реестра производителей экологически чистой продукции, в том числе порядок предоставления органами по сертификации сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
    и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
  3. Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре производителей экологически чистой продукции, являются общедоступными и размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных. Авторизация получателей указанных сведений не требуется.
  4. Информация о наличии или об отсутствии сведений о производителях экологически чистой продукции в едином государственном реестре производителей экологически чистой продукции предоставляется любым заинтересованным лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Статья 7.     Маркировка экологически чистой продукции

  1. Производители экологически чистой продукции после подтверждения соответствия производства экологически чистой продукции в соответствии
    со статьей 5 настоящего Федерального закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком экологически чистой продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) экологически чистой продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре экологически чистой продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации, а также на товаросопроводительных документах, паспортах качества, сертификатах и иных документах, относящихся к экологически чистой продукции.
  2. Надписи, используемые для маркировки экологически чистой продукции, могут содержать слово «экологичный», словосочетание «экологически чистый», а также сокращения или слова, производные от этих слов, отдельно либо в сочетании с наименованием экологически чистой продукции.
  3. Графическое изображение (знак) экологически чистой продукции единого образца должно обеспечивать возможность нанесения и считывания сведений о производителях экологически чистой продукции и видах производимой ими экологически чистой продукции, содержащихся в едином государственном реестре производителей экологически чистой продукции,
    с использованием технических средств.
  4. Форма и порядок использования графического изображения (знака) экологически чистой продукции единого образца определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
  5. В случае размещения маркировки, являющейся отличительным признаком экологически чистой продукции, на упаковке, потребительской, транспортной таре продукции, соответствие производства которой
    не подтверждено в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона или действие сертификата соответствия производства которой приостановлено либо прекращено, производитель такой продукции, разместивший указанную маркировку, несет ответственность в соответствии
    с законодательством Российской Федерации.
  6. Маркировка экологически чистой продукции должна обеспечивать прослеживаемость экологически чистой продукции на всех этапах производства экологически чистой продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 8.     Государственная поддержка производителей экологически чистой продукции

Государственная поддержка производителей экологически чистой продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Статья 9.     О внесении изменения в Федеральный закон

«Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5073) изложить в следующей редакции:

«1) органическая продукция – продукция растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемая человеком в пищу, используемая в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, полученная в результате производства, сертифицированного
на соответствие действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции;».

Статья 10.     О внесении изменений в Федеральный закон  «О развитии сельского хозяйства»

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ
«О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 27; 2008, № 49, ст. 5748; 2009, № 14, ст. 1581; № 30, ст. 3735; 2011, № 31, ст. 4700; 2013, № 30, ст. 4069; 2015, № 1, ст. 20; № 7,
ст. 1016, 2018, № 32, ст. 5073) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 3 после слов «органической продукции» дополнить словами «, экологически чистой продукции»;

2) часть 1 статьи 7 дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14) развитие экологически чистого сельского хозяйства и поддержка производителей экологически чистой продукции.»;

3) статью 13 после слов «органического сельского хозяйства» дополнить словами «, экологически чистого сельского хозяйства»;

4) часть 3 статьи 17 дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22) о состоянии развития экологически чистого сельского хозяйства
и производства экологически чистой продукции;».

Статья 11.     Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

https://soz.bio/obshchestvennoe-obsuzhdenie-zakonoproekta-ob-ekologicheski-chistoj-selskohozyajstven...